Шоковый популизм либералов
Гайдар пугает новым развалом СССР
"Глава Института экономики переходного периода (ИЭПП) Егор Гайдар на днях выступил с шокирующим заявлением: в ближайшие годы в России может произойти системный финансовый кризис, подобный тому, который привел к развалу СССР. Причиной, по мнению Гайдара, может стать резкое обрушение цен на нефть до уровня 25 долларов за баррель. Угроза настолько серьезна, что он говорит о плане 'боевого применения вооруженных сил в экономическом смысле' в случае объявления российской экономике нефтяной войны.
Подробности неминуемого, по мнению Гайдара, кризиса он раскрывать не стал: его институт не завершил работу над соответствующим прогнозом и перечнем антикризисных мер. Но, судя по приведенным им историческим аналогиям, Россию ждет крах, подобный тому, который произошел в 1985-1986 годах, когда цены на нефть упали в шесть раз, в результате чего развалился Советский Союз. Вспомнил Гайдар и о кризисе 1998 года, который, по его словам, произошел исключительно из-за двукратного снижения нефтяных котировок. Но Гайдар пошел еще дальше, он обвинил в падении нефтяных цен и развале СССР ЦРУ, вспомнив, как в ноябре 1991 года тогдашний директор американской разведки Уильям Кейси уговорил саудовского короля в три раза увеличить поставки нефти, что обрушило нефтяные цены. Правда, он не стал комментировать заявления отдельных политологов, которые приписывают Гайдару непосредственное участие в развале СССР и написании соглашения о создании СНГ.
Если оставить споры о том, кто же виноват в развале СССР и из-за чего обрушились цены на нефть, возникает вопрос, почему все должно проходить сейчас по написанному Гайдаром сценарию. Осталось непонятным, почему, по мнению Гайдара, нефтяные цены должны обязательно обрушиться. Его прогнозы по нефтяным ценам расходятся с мнением участников рынка, которые считают практически невозможным падение нефтяных цен до уровня 25 долларов за баррель. По словам аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, в наступившем году цены на нефть будут находиться на уровне 40-50 долларов за баррель, причем 40 долларов - это низший предел, который вряд ли будет достигнут.
В подтверждение прогнозов аналитиков цены на нефтяные фьючерсы в среду продолжали расти, рынок закрылся на максимальной за последние три с половиной месяца отметке. По итогам торгов в Нью-Йорке легкая нефть с поставкой в феврале подорожала на 2,39 доллара до 66,31 долларов за баррель. В Лондоне мартовский контракт на Брент-смесь закрылся на 0,99 доллара выше, на уровне 64,17 долларов за баррель. Рост цен обусловлен опасениями того, что ООН наложит санкции на Иран, который является второй по объемам экспорта нефти страной в ОПЕК. Напомним, что напряженность вокруг Ирана связана с его ядерной программой. По мнению аналитиков, цены могут в краткосрочной перспективе преодолеть отметку 70 долларов за баррель и даже достигнуть исторического максимума 70,85 долларов, зафиксированного 30 августа. Также росту цен способствовало сокращение нефтедобычи на 221 тыс. баррелей в день Royal Dutch Shell в Нигерии, где повстанцы продолжают атаковать объекты компании. Президент Венесуэлы Уго Чавес на днях пообещал США 100 долларов за баррель нефти и вообще нефтяной голод, если Вашингтон будет вмешиваться во внутренние дела его страны. Штаты за несколько дней до этого помешали поставкам вооружения в Венесуэлу, в ответ Уго Чавес пообещал прервать добычу нефти и 'уйти в горы'. Обещание малоперспективное, но в ближайшее время оно способно сохранить напряженность на сырьевом рынке. Иран в ответ на требование США передать ядерное досье Тегерана в Совет безопасности ООН предложил ОПЕК принять решение о сокращении добычи нефти. Все это явно не способствует снижению нефтяных цен.
Однако одна из тенденций в российской экономике, о которой говорил Гайдар, прогнозируя глобальный кризис, беспокоит не его одного. Речь идет о крупных займах госкомпаний. Эту тему периодически поднимал и глава министерства экономического развития и торговли Герман Греф, и бывший экономический советник президента Андрей Илларионов. Гайдар указал на необходимость стерилизации большей части нефтедолларов, поступающих в экономику страны. По его мнению, такого количества денег, даже если они будут выделяться из стабилизационного фонда траншами на стратегические проекты, экономика не переварит. Единственным средством борьбы с инфляцией является 'увеличение объемов стерилизации денежных средств', для этого он предложил снизить планку 'цену отсечения' при формировании стабфонда с нынешних 27 долларов за баррель до 20 долларов. Все доходы от 'нефтяных налогов', полученных сверх этой планки, не должны попадать в экономику, их нужно аккумулировать в стабилизационном фонде, который тратить пока нельзя. До каких размеров необходимо раздуть стабилизационный фонд, чтобы этих денег хватило на случай обвала нефтяных цен, он уточнять не стал. Какое-то время его наращивать можно, считает Гайдар. При этом он сообщил, что знает, как впоследствии эффективно использовать эти деньги, но пока не скажет: 'Эта тема прорабатывается. Над этим сейчас работают. Правительство в нужный момент все озвучит', - пообещал Гайдар. Единственное, что он раскрыл, - средства стабфонда должны поступить в пенсионную систему и таким образом стабфонд превратиться в фонд будущих поколений, как в Норвегии.
Все эти громкие заявления и не совсем понятная аргументация озвученных выводов дают основания предположить, что Егор Тимурович занимается популизмом. Отдельные озвученные им тезисы уже были представлены в расчетах экономистов. И банковский кризис, и чрезмерные заимствования госкомпаний - все это уже год обсуждается в среде экономистов, время от времени обретая форму прогнозов и отчетов различных институтов. Но ничего кроме оценки возможности развития событий по такому сценарию в них нет. С таким же успехом можно посчитать, что будет, если нефть подорожает до 100 долларов за баррель, как обещает Чавес, по крайней мере, эта цифра выглядит более реалистично, нежели гайдаровские 25 долларов за баррель. " 19.01.2006.
Наталья Ратникова
ПОЛИТКОМ.RU
ссылка на оригинал
Политические новости
|