СПС за бортом
Демократия оставила регионы России без записных демократов. Старожилы ортодоксального правого фланга – СПС и «Яблоко» не прошли ни в один из региональных парламентов. 12 марта они проиграли 8 выборов из 8 возможных. Ни в одном из регионов СПС и «Яблоко» не смогли преодолеть избирательный барьер и получить места в заксобраниях. На фоне этой избирательной кампании результат прошлогодних выборов в Мосгордуму, названный аналитиками провальным, уже выглядит вполне успешным. По крайней мере, в тот раз объединенные демократы провели в столичный парламент нескольких своих представителей.
Прошедшие выборы открывают новые перспективы для дискуссии о судьбе демократии в России. Как известно, любимый конек правых – ущемление прав и свобод граждан РФ. Однако на этот раз демократам были предоставлены все возможности для участия в выборах. Не было отмены регистрации партий через суд, не было саботажа и провокаций. Тем не менее, свободное волеизъявление россиян сыграло против СПС и «Яблока». Таким образом, сегодняшний проигрыш сложно будет представить как результат происков политических конкурентов. Более того, нельзя списать эту неудачу и на невостребованность либеральных идей у населения. Тот факт, что люди отказали в доверии СПС и «Яблоку» компенсируется ударным выступлением другой правой партии – Демократической партии России. ДПР, только в конце года избравшая нового лидера, начала предвыборную кампанию с вертикального старта.
В результате в Курской области им не хватило всего нескольких сотен голосов, чтобы преодолеть 7%-ный барьер и пройти в областную Думу, зато целый ряд одномандатных округов выбрал именно кандидатов ДПР. Судя по этим данным, себя дискредитировали не либеральные идеи, а отдельные их носители. Сложно ожидать от населения столь короткой памяти, чтобы рассчитывать, что будут забыты нескончаемые склоки СПС и «Яблоко», борьба амбиций и взаимные претензии, заигрывания с нацболами и через неделю – демонстративные акции дистанцирования от националистов. Этот багаж правые не смогли внести в новые парламенты страны.
Впрочем, сегодняшние лидеры в курсе своих слабых сторон. Но реагируют они на необходимость «очистить мундир» весьма своеобразным способом. Так, новый лидер СПС Никита Белых настоятельно предлагает провести ребрендинг партии и сменить ее название. «Я действительно не считаю, что надо держаться за этот бренд, за вот эту аббревиатуру», - говорит он. Сменить вывеску Белых подталкивает нелицеприятная репутация либерализма в России, который, наравне со словом «реформа» после 90-х годов принял ругательную форму.
Итак, внешний вид партии новый рулевой готов сменить в любой момент. Зато с прежним содержанием расставаться он не намерен. К примеру, мало у кого вызывает сомнение, что Госдума-2003 была проиграна во многом за счет рекламной кампании СПС, где Ирина Хакамада, Борис Немцов и Анатолий Чубайс на кожаный сиденьях авиалайнера обсуждали судьбы России. Фешенебельная обстановка и претензия ролика на роскошь быстро отрезвили вчерашних поклонников. И сегодня очевидно, что ассоциация с тем же Чубайсом, Гайдаром и другими вершителями либеральных реформ наносит колоссальный репутационный вред партии.
Белых это признает, но вместе с тем пытается оправдать сложившуюся ситуацию: «Нам вот эти наши коллеги, несмотря на то, что у них есть, безусловно, большой антирейтинг, нужны просто для узнаваемости, чтобы эти лица были известны, чтобы хоть какая-то реакция у населения была, - говорит лидер СПС в эфире «Эхо Москвы». - Кроме того, мы не можем и не должны запрещать людям работать в партии».
Если Белых рассчитывал на «хоть какую-то реакцию населения», его сложно обвинить в недальновидности. Реакция действительно налицо. Если раньше за СПС голосовал определенный слой населения, то теперь он подчистую перераспределился между другими партиями и протестными группами. Но чем это не реакция?
«Другое дело, если говорить о том негативе, который они вызывают у избирателей, - продолжает Белых. - Но, коллеги, давайте отчетливо понимать, что если бы у нас существовало какое-то определенное количество новых людей, обладающих хоть какой-то известностью, хоть какой-то узнаваемостью, то можно было бы этот вопрос обсуждать серьезно. У нас на сегодняшний день нет людей»…
Расписаться в собственной беспомощности и кадровом голоде – это, безусловно, смелое политическое новаторство Никиты Белых. Очевидно, будучи новым человеком в политике, он пытается быть искренним с избирателями. И честно признает: да, плохие у нас функционеры. Но других нет. А те, кто есть, те еще хуже, просто вы их не знаете. И на основании этого СПС будет идти на выборы в прежнем составе, нравится это избирателям или нет. Вероятно, в человеческом плане такая искренность принесла бы свои дивиденды. Однако политика играет по другим правилам. И Белых с СПС остается за ее бортом.
14.03.2006.
Сергей АВДЕЕВ
Комсомольская правда
ссылка на оригинал
Политические новости
|