ПРАВОЕ ПОРАЖЕНИЕ
"Вчера лидер партии «Новые правые» Владимир Шмелев предложил обновить идеологическую платформу правого движения в России. В этот же день бывший премьер-министр России Михаил Касьянов объявил, что его новое общественно-политическое движение будет называться «Народно-демократическим». И, наконец, глава СПС Никита Белых выразил уверенность в перспективе объединения с «Яблоком». Такая активизация на правом фланге связана, прежде всего, с подведением итогов минувших выборов в региональные ЗАКСы в 8 регионах России.
«Яблоко» и СПС на состоявшихся в воскресенье региональных выборах приняли решение разделить между собой регионы. «Яблочники» выставили свои списки в Оренбургской, Кировской, Калининградской областях и республике Алтай, получив 1,94%, 1,49%, 4,03% и 0,65% соответственно. СПС выставлялась в ХМАО – 2,45%, в Нижегородской области – 3,34% и в Курской области – 6,54%. Нигде партиям не удалось пройти в региональный парламент, что лишь подтвердило ощущение, что их время прошло. Успех на московских выборах в данном случае выглядит исключением, связанным со столичной спецификой. Но этого вовсе не достаточно для того, чтобы добиться успеха на будущих выборах в Госдуму в декабре 2007 года.
Пресс-конференция Владимира Шмелева и заявление Михаила Касьянова на следующий день после подведения итогов выборов показывают, что правые готовились к поражению СПС и «Яблока». Касьянов дает понять, что в сегодняшней ситуации правым надо становиться «народными». Показательно, что озвученные принципы объединения различных политических сил вокруг нового «Народно-демократического» движения подразумевают немалый акцент на социальной составляющей.
«Новые правые» выдвигают свой рецепт, говоря, что правым необходимо менять идеологию. «Думаю, что правые должны навсегда отказаться от западничества в своей идеологии... Демократия - это самостоятельный выбор наших граждан, не навязанный из Вашингтона, а сделанный здесь, в России», - сказал вчера Владимир Шмелев. Он также высказал мнение, что в правом движении должна произойти смена лидеров. По его словам, новых предводителей правых нужно искать среди поколения молодых представителей малого и среднего бизнеса. По мнению Шмелева, правым необходимо больше напрямую общаться с гражданами, отказаться от любых союзов с «коммунистами, фашистами и левыми экстремистами», а также постараться изменить отношение к правым, чтобы люди стали видеть в них политическую силу, способную реально влиять на ситуацию в стране. В завершение Шмелев похоронил СПС и «Яблоко», сказав, что они уже не играют значительной роли в политической жизни страны. После этого стало ясно, что главной правой партией Шмелев видит свою. «Новые правые» теперь позиционируют себя как оппозиция «существующему режиму». В подтверждение либеральной идентичности Шмелев передоложил не распространять процесс централизации власти на органы местного самоуправления и отдать им больше полномочий и налогов. Также он высказался за расширение прав предпринимателей и развитие свободной экономики. По его словам, упорядочивая ситуацию в экономике, «не надо строить весь бизнес, нарушать его право, постоянно «трясти» его на социальную ответственность, реализацию социальных проектов помимо его воли». В общем, получается, что «трясти» можно только с «согласия» бизнеса, как, собственно, у нас и происходит.
Вчерашний день, богатый на инициативы со стороны правых, показывает две важные вещи. Первая – традиционные либералы СПС и «Яблоко» значительно ослабели. При этом ослабели не электорально (это у них уже давно; итоги выборов в регионах сильно не отличаются от итогов выборов в Госдуму в 2003 году в этих регионах), а с точки зрения привлекательности для элит и потенциальных инвесторов. Сегодня мало кто верит в то, что даже если объединение и состоится, оно окажется успешным. В российском экспертном сообществе сложилось мнение, что формирование единого списка СПС и «Яблока» сразу же выведет либералов в число партий «высшей лиги». Это вовсе не так, не стоит забывать и о барьере в 7% на выборах в Госдуму.
Получается, что правое поле на самом деле опустошается, несмотря на то, что число либералов, коалиций, проектов и идей растет. А это рождает важнейшее следствие: за кого-то либеральный электорат ведь должен голосовать, и в Кремле уже не первый год всерьез думают об этой проблеме. Есть два варианта ее решения. Первый – сдвиг вправо «Единой России». Достаточно вспомнить пока не очень успешные усилия президентской администрации привить партии идеологию либерального консерватизма, несколько приглушив «социальную» риторику. Получается это плохо и сопрягается с напряженной аппаратной борьбой вокруг партии. А либеральный электорат тем временем совершенно справедливо не спешит видеть в «единороссах» выразителей своих идей. Поэтому в запасе у Кремля всегда есть некая альтернатива. Не очень привлекательное, но все-таки предложение, которое может удовлетворить хотя бы какой-то либеральный спрос. Таких предложений даже три: это СПС, СПС плюс «Яблоко» (при условии очистки последнего от неугодных фигур) и «Новые правые». Вот три формата деятельности правых, которые устраивают Кремль, хотя и не решают задачу охвата либерального электората, неохотно идущего к «Единой России».
Вообще, создается такое ощущение, что Кремлю уже становится по большому счету все равно, что будет на правом фланге, главное – чего там быть не должно. А быть там не должно Касьянова, радикальных «яблочников», Гарри Каспарова и других фигур, которые в глазах Кремля являются «оранжевыми» различных оттенков яркости. Именно против них и создаются «Новые правые», которые выполняют две функции. Первая – прямое противопоставление патриотических правых правым-западникам («чтоб народу виднее было, где предатели»). Второе – создание идеологического ориентира для допустимых правых. Впрочем, все это пока имеет мало отношения к той проблеме, которую действительно надо решать: удовлетворение на правом фланге спроса на либеральную партию. "
16.03.2006.
Татьяна Становая
ПОЛИТКОМ.RU
ссылка на оригинал
Политические новости
|