Как дела у Дика Чейни?
Или для чего Белый дом начинает мировую борьбу с коррупцией
В Вашингтоне объявили о новой инициативе президента США по борьбе с «клептократией, то есть коррупцией на высоком уровне во всем мире» (International Initiative to Combat Kleptocracy). Инициатива подготовлена под руководством Кондолизы Райс совместно с чиновниками госдепартамента, Минюста и Минфина США и представлена как предпринятая «во исполнение» решения санкт-петербургского саммита «большой восьмерки», на котором впервые обсуждалась тема борьбы с коррупцией высокопоставленных чиновников. США оказывают помощь в борьбе с коррупцией 50 странам мира (например, в июне с. г. они выделили Украине на эти цели $45 млн.), активно продвигают подписание новой Конвенции ООН против коррупции (проект уже прошел согласование в профильном комитете сената США). И приводимая американскими чиновниками аргументация против коррупционеров и взяточников безупречна, а необходимость борьбы с ними как в национальном, так и в международном масштабе бесспорна. «Cелективная борьба с коррупцией - новый инструмент внешней политики США» Однако бросается в глаза очевидная «заточенность» новой инициативы под задачу обеспечения Белому дому дополнительных средств политического давления на неугодные режимы. Так, авторы инициативы обосновывают ее тем, что «клептократия и коррупция негативно влияют не только на людей, но и на целые нации и поэтому представляют собой угрозу международной безопасности, подрывают веру в демократию, правопорядок, экономическое развитие и соответственно открывают дорогу организованной преступности и терроризму». Фактически можно говорить о формировании нового инструмента внешней политики США: селективной системы борьбы с коррупцией. О том, как работает этот инструмент, ясно свидетельствует принятая в июне с. г. директива президента США № 13405, по которой были заблокированы счета «лиц, подрывающих демократию в Белоруссии». Несомненной попыткой удара по Белоруссии и по российско-белорусской интеграции следует считать и арест в 2001 г. госсекретаря Союза России - Белоруссии Павла Бородина. Другой стороне интересов США отвечал арест в прошлом году бывшего министра атомной энергии РФ Евгения Адамова, обвиненного в хищении средств, выделенных американской стороной на обеспечение безопасности российских АЭС. Задержанный в Швейцарии по требованию американских властей экс-министр был в курсе всех ядерных сделок России - в том числе с Ираном, и выдача Адамова в США могла бы привести к фабрикации не одного фальшивого обвинения в адрес нашей страны. Борьба с коррупцией служит прикрытием продвижению внешнеполитических интересов США Как показывает опыт ряда стран СНГ, «внешнее управление» коррупционными скандалами, дозированный вброс компромата и запугивание чиновников перспективой попадания в разнообразные заокеанские «черные списки» - эффективный инструмент продвижения американских интересов, подчинения им представителей федеральной и местной власти. Один пример. Вряд ли тот факт, что у американского правосудия, расследующего т. н. «дело Лазаренко», накопилось немало неприятных вопросов к Юлии Тимошенко, способен повлиять на нынешнее благоприятное отношение администрации к «оранжевой принцессе». И еще. Накануне известных событий на киевском майдане американский посол Джон Хербст звонил зятю украинского президента Виктору Пинчуку с тем, чтобы предостеречь власть от разгона «оранжевых» революционеров - иначе, мол, возможны неблагоприятные последствия лично для членов семьи Кучмы. Информация об этом просочилась в СМИ после «оранжевой» революции на Украине. Аналогичным образом бывшему главе администрации Кучмы Медведчуку угрожали перспективой отказа во въездной визе в США и страны Шенгенской зоны. Избирательный подход налицо. А там, где есть избирательность, очевидны иные цели: в данном случае - обеспечение внешнеполитических интересов США, которому борьба с коррупцией служит лишь прикрытием. Как тут не вспомнить известное высказывание американского президента Теодора Рузвельта об одном латиноамериканском диктаторе: «Он, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын». «Оценивать уровень коррупции в России Вашингтон предпочитает по докладам, подготовленным политической оппозицией» А ведь в осуществлении правосудия, в том числе и в борьбе с коррупцией, слишком многое зависит от постановки задачи. Не случайно в Вашингтоне рассчитывают опереться на уже созданную в России при непосредственном участии США и Запада систему «оценки» уровня коррупции. Ныне на Западе судят о коррумпированности российского госаппарата практически исключительно по докладам различных зарубежных НПО, как правило, тесно ассоциированных с представителями российской оппозиции. (Например, международной организации «Транспэренси интернэшнл» (ТИ) и Фонд ИНДЕМ Георгия Сатарова. Российскую организацию «Транспэренси интернэшнл», формально независимую от «материнской», возглавляет некто Юрий Батурин, являющийся также и главой научного совета фонда ИНДЕМ. Среди сотрудников российского отделения ТИ числится вице-президент ИНДЕМ Михаил Краснов, сотрудник Кирилл Кабанов и некоторые другие.) Понятно, что именно они будут поставлять Белому дому основную фактуру для принятия решений о введении антикоррупционных санкций против тех или иных представителей российских властей. Наличие коррупции того или иного масштаба в любой стране мира очевидно. Россия, увы, не исключение. Борьба с коррупцией является ключевым приоритетом Президента РФ. Российские правоохранительные органы и власть в целом открыты для международного сотрудничества в этой сфере, с благодарностью принимают предложения перенять практический опыт борьбы со взяточничеством и сами готовы поделиться таким опытом. Однако антикоррупционные действия российской власти, как показывает практика, непременно игнорируются Вашингтоном или объявляются «политически ангажированным преследованием оппонентов». Такая селективность не просто равняется произволу. Это мощное орудие вмешательства во внутренние дела других стран. И попытки придать принципиальной и беспристрастной борьбе с коррупцией политический уклон должны быть отвергнуты сразу и навсегда. Американским «борцам с клептократами» в первую очередь нужно изучать прессу США: С кем делился известный лоббист Джек Абрамофф, требовавший со своих клиентов по $100 тыс. «пожертвований национальному комитету республиканцев» за личную встречу с Дж. Бушем? «Вашингтон пост» от 25.01.2006 Каким образом некий адвокат (назначенный потом послом в Саудовскую Аравию) помог Бушу тайно избавиться от акций своей компании Harken Energy Corporation как раз перед тем, как акции компании резко упали в цене. «Бостон глоб» от 30.10.2002 Какие коммерческие отношения связывают Буша с кланом бен Ладена и почему в 70-х представители клана вкладывали деньги в нефтяную компанию будущего президента США Arbusto Energy Inc.? «Торонто Сан» от 24.09.2001 Как Дик Чейни, вице-президент США, помогал своей компании Халлибертон получить выгодные контракты в Нигерии и Ираке. Является ли Чейни до сих пор крупным держателем акций компании и ее филиалов? «Гардиан» от 9.05.2003 Только ли за «красивые глаза» нефтяная компания Chevron назвала один из своих танкеров именем Кондолизы Райс? И за какие грехи Кондолизы его потом пришлось переименовать? «Сан-Франциско кроникл» от 5.05.2001 С чего бы глава Федеральной комиссии США по коммуникациям Майкл Пауэлл (сын бывшего госсекретаря Колина Пауэлла, одного из крупнейших акционеров AOL) продвигал выгодную акционерам сделку по слиянию AOL и Time Warner, а потом - по предоставлению AOL фактически монопольных прав на ряд интернет-услуг в США?
Александр СЕСЛАВИН
Комсомольская правда
ссылка на оригинал
Политические новости
|