Хамство как мировоззрение
Свобода слова в России может стать причиной крупного скандала. На этот раз угроза исходит не от "тоталитарной власти", как принято говорить во время встреч правозащитников, а от либеральных журналистов.
На днях "Эхо Москвы" в прямом эфире оскорбило журналистку Moscow News за то, что ее мнение не совпало с мнением редакции.
Ведущая программы "Полный Альбац" на "Эхо Москвы" Евгения Альбац устроила публичную порку своей коллеге, журналистке англоязычной газеты Moscow News Анне Арутюнян, за статью о российской журналистике.
"Полный Альбац" случился с либеральными СМИ 22 октября. Евгения Альбац, укрепив свои позиции единомышленниками из "Новой газеты" Юрием Ростом и Сергеем Соколовым, в прямом эфире устроила обструкцию своей гостьи.
Проблема заключалась в том, что Анна Арутюнян опубликовала статью об Анне Политковской и российской журналистике в целом. Евгения Альбац оказалась не согласна с точкой зрения своей коллеги. В результате случилась самае непристойная программа из всех, выходивших когда-либо на волнах "Эхо Москвы".
Анна Арутюнян высказала мнение, что дискуссии по заявленной теме не получилось. Собственно, сама ведущая к этому и не стремилась. Диалог шел на уровне откровенно хамского отношения как к гостье, так и к слушателям. К примеру, в ответ на мнение Анны Арутюнян о том, что Анна Политковская была, скорее, правозащитницей, чем журналисткой, Альбац начала инспектировать биографию своей гостьи.
Так, она выяснила, где родилась Анна Арутюнян, в каком году уехала в США, сколько лет училась в школе журналистики Нью-Йоркского университета и сколько романов на английском языке написала.
Когда Анна пыталась вернуться к общим проблемам "четвертой власти" - именно так была заявлена тема программы, Альбац ее перебивала – "мы о журналистике обязательно поговорим" - и вновь переходила на личности.
Вот только один характерный пример того, как "образец либеральной журналистики" ведет допрос в своей студии (расшифровка взята с сайта "Эхо Москвы")
А.АРУТЮНЯН: Скажем так - то, что российская журналистика совершенно не так действует, как она действует на Западе, это надо оговаривать. И если моя статья звучала…
Е.АЛЬБАЦ: А вы, простите, это как знаете? Вы, насколько я понимаю, ни одного дня репортером не работали?
А.АРУТЮНЯН: Нет, я там работала, в Америке, я работала в России.
Е.АЛЬБАЦ: Где?
А.АРУТЮНЯН: Я работала в Америке в газете "Джуиш Уик", в Нью-Йорке.
Е.АЛЬБАЦ: Я не нашла там ваших статей. Я нашла, действительно, в "…", я прочитала все, что вы написали - у меня это заняло примерно час, поэтому мне просто любопытно было.
Тем не менее, спустя несколько минут, Альбац вновь "проходится" по своей гостье: "Вы ни дня не занимались репортерской журналистикой, ни дня не занимались журналистскими расследованиями - я прочитала все, что вы написали – все".
К слову, ни Рост, ни Соколов этот фарс не прекратили, мужественно наблюдая за тем, как истерично идет ход программы.
Потом дошло и до откровенных издевательств. "А вы сами писали статью?", - спрашивает Альбац. Тут уже в качестве инквизитора на подхвате присоединился и Юрий Рост. "Вы сами придумали эту статью написать? - интересуется он. - Или это заказано кем-то?".
Поскольку истерика программы шла по нарастающей, Альбац уже чуть ли не кричала Анне: "Убитого журналиста вы отхлестали по щекам"! Пиком фарса стала вот эта фраза, обращенная в Юрию Росту: "Если бы Аня была жива, она могла бы возразить. Статья была написана после того, когда она была убита. Отлично зная, что Аня не сможет ответить. И кто, как ни мы, Юра, сейчас должны защищать Аньку, которая лежит в гробу?".
Тем временем сама Анна Арутюнян все пыталась вернуться к заявленной теме программы. "Существуют реальные проблемы в российской журналистике, - говорит она, - они, увы, как бы будут продолжаться, и мне кажется, что если мы говорим о четвертой власти, о необходимости четвертой власти, то, защищая или канонизируя Анну Политковскую, мы далеко не пойдем. Журналист был убит, и преступник должен быть наказан".
Юрий Рост в ответ заявил: "то, что вы сейчас говорите, между прочим, гораздо опаснее, чем то, что вы написали".
То, что произошло после программы, Анна Арутюнян описала в своем Интернет-дневнике. "Вы должны уйти из профессии", - кричала на нее Альбац, выйдя из студии.
"Я буду теперь следить за всеми вашими публикациями.. Я в Америке знаю важных людей [примерно так, или она сказала организаций? В общем, перечислила пару-тройку]. Вам должно быть стыдно за то, что вы сделали [к тому моменту мне действительно стало стыдно, что я так бездарно и глупо потратила воскресный вечер]. А теперь, - вон отсюда!", - приводит слова Альбац и свои комментарии Анна Арутюнян.
Создавая программу, Альбац, скопировала кухонные посиделки советских диссидентов с плохим образованием, хромающей культурой и распитой поллитровкой водки. Традиционные поиски виноватых, крики о судьбах либерализма, патетическое "кто, если не мы" и практическое "вон отсюда, не занимай мою табуретку".
Такой уровень общения характерен для определенных слоев общества. Однако же Альбац и ее ассистенты позиционируют себя как людей интеллигентных, в чем-то даже просвещенных и "имеющих связи". На деле участники программы показали полную неспособность вести диалог, выслушивать чужое мнение и оперировать интеллектуальными категориями, а не рассуждениями на тему "сколько лет вы учились в школе?".
Пример "Эхо Москвы" и "Новой газеты" показывает – либеральные журналисты путают свободу слова со вседозволенностью, плюрализм мнений – с откровенным хамством. И если стоит говорить об угрозе демократическим, честным и этичным СМИ в современной России, то эта угроза исходит от самих либералов. [...]
26.10.2006.
Елена Калашникова
Дни.Ру
ссылка на оригинал
Политические новости
|