Последний хапок СПС
Рентабельность запущенной либералами схемы вызывает серьезные сомнения
В ходе своей недавней встречи с активистами забытой молодежной организации «Оборона» лидер СПС Никита Белых приоткрыл завесу над планами партии по обработке избирателей. Как сообщил официальный сайт партии, отвечая на вопрос о ходе кампании в регионах, Никита Белых заявил, что основной технологией будет обход агитаторами «от двери к двери». По его словам, так приходится делать не от хорошей жизни. «Это связано с тем, что на СМИ легко подсесть, как на наркотик. А потом, когда административными методами доступ к СМИ перекроют, то партия окажется ни с чем», - объяснил Белых. Однако это в большей степени похоже на официальную отговорку.
На самом же деле бюджет, выделенный СПС на 14 региональных кампаний, составляет, напомним, 500 млн. рублей или почти 19 миллионов долларов США, в то время как средняя стоимость полноценной региональной кампании, ориентированной на результат составляет 300-500 тыс. долларов. Куда пойдет остальное – понять сложно, тем более, что каждый из 14 регионов имеет разный списочный состав избирателей, которые в свою очередь делятся на потенциальных сторонников, электоральные группы неподдающиеся «переориентации» и тех, кто не определился, т.н. «болото». Исходя из объявленных сумм, очевидно, что СПС намерен вести тотальную обработку не потенциальных электоральных групп, а территорий в целом, истратив на каждый из 14 регионов чуть больше миллиона долларов. Иными словами, СПС, так и не сумев подтянуть под себя электорат свежими идеями и новыми лицами и т.п., по всей видимости, просто решил закидать его деньгами. Ставка на тотальную пропаганду здесь очевидна. Похоже, логика в СПС проста: выпустим четыреста тысяч листовок на двести тысяч избирателей, глядишь, зацепим «контрольные» проценты. С одной стороны, такой подход, пожалуй, оправдан, но только с одной точки зрения, а именно раскрутки СПС в канун федеральной кампании. Сюда же можно добавить личную рекламу Никиты Белых, поскольку не секрет, что в регионах до сих пор полагают лидерами партии Бориса Немцова и Ирину Хакамаду, которые добровольно ушли в тень, после поражения СПС в 2003 году. Однако метода, уже запущенная СПС ну никак не гарантирует прохождения правых в местные законодательные органы. Ведь это означает тактический проигрыш, после которого федеральная стратегия СПС становится если не бессмысленной, то серьезно подорванной, что вызовет сбой и провисание по всей линии. То есть, проиграв в малом (регионы) СПС смело может сворачивать работу и забыть о сколь-нибудь солидном итоге парламентских выборов (Госдума РФ). Конкуренты, как известно, не спят. Они легко поднимут «на знамя» провалы СПС на местах. Таким образом, рентабельность запущенной СПС схемы вызывает серьезные сомнения. С другой стороны, зная тягу правых к размашистым и весьма дорогостоящим кампаниям не вызывает особых сомнений, что наполненная касса партии будет освоена по полной программе – до копеечки. Возможно, в этом весь смысл операции, который можно обозначить как «последний хапок актива», на который настроился актив, понимающий, что СПС ничего не светит ни при каких раскладах, а амбиции и пафос Никиты Белых не более чем слова.
СПС, напомним, в 2003 году из-за странных финансовых сбоев, при огромных затратах на второстепенные направления, потерпел политическую катастрофу, проиграв выборы в федеральный парламент. После чего в партии случилось внутренне расследование с неутешительными результатами – кассу СПС, как выяснилось, почистили свои же активисты и менеджеры среднего звена. Как отмечалось в нашумевшем докладе «Штормовое предупреждение», посвященному коррупции в политических партиях, «анализируя причины провала, внутренняя комиссия СПС, (т.н. группа Ремчукова) пришла к неутешительному выводу – до 2/3 предвыборного бюджета партии были разворованы. Важно отметить, что официальный избирательный фонд у СПС был крупнейшим среди всех участников выборов и равнялся 215 миллионам рублей, из которого было потрачено 204 млн.руб». Вскоре и вовсе выяснилось - деньги, предназначенные для обеспечения кампании в регионах, до места назначения не дошли. По свидетельству бывшего депутата ГД РФ от СПС Андрея Вульфа, регионы испытывали финансовый голод, а деньги разворовывали на уровень ниже – руководители среднего и нижнего звена. По словам Вульфа, в целом ряде регионов оплата услуг агитаторов, работы штабов на местах и прочее - все это оплачивалось Москвой крайне нерегулярно и далеко не полностью». Как напомнили авторы доклада, «в ходе разбирательств по фактам расхищения средств штаба, наибольшие сомнения почему-то высказывались в адрес необходимости проведенной в предвыборный период акции "От двери к двери" (считается одной из самых эффективных форм агитации): «удовольствие оказалось дорогостоящим, но желаемого эффекта не принесло» – сетовали в спецкомиссии СПС. В обоснование своих доводов, приводился тот факт, что в регионах, где реализовывалась программа, рейтинг СПС упал по сравнению с теми местами, где от "двери к двери" не ходили, - так, к примеру, случилось во Владимирской области». Однако, по мнению аналитиков, «постановка вопроса со стороны специальной комиссии некорректна и во многом направлена сокрытие истинных причин сложившейся ситуации» В связи с этим, указано в докладе, что «высока вероятность того, что деньги на акцию СПС «от двери к двери» просто списали. Выделенные деньги прошли по финансовой отчетности, но в реальности акция была выполнена на формальном уровне, когда вместо, допустим, ста агитаторов представленных в отчете к оплате, на маршруты выходили всего лишь десять. В этом случае акция действительно будет иметь крайне низкий эффект, поскольку в условиях ограничения временного ресурса десять агитаторов не в состоянии выполнить объем работ предназначенный для ста человек. Падение же рейтинга СПС, в той же Владимирской области, может лишь подтвердить версию о том, что акция была реализована лишь в отчетах штабов, а подготовленные в США агитаторы на маршруты так и не вышли». Так случилось в 2003 году. Что же ждет СПС, когда на кону 500 млн. руб., а ее лидер Никита Белых открыто сообщает, что технология работы «от двери к двери», объявленная неэффективной в 2003 году, вновь принимается либералами на вооружение? Странноватый, согласитесь, подход. Хотя возможно и нет ничего странного, поскольку нельзя исключать, что означенная сумма в 500 млн. не более чем предвыборный блеф, призванный с одной стороны продемонстрировать некую серьезность намерений СПС, а с другой наличие серьезных инвесторов, которые верят в будущее партии и готовы рискнуть своими деньгами. Возможность подобной мистификации у многих практически не вызывает сомнений, тогда как в наличие серьезных и верящих в партию денежных магнатов верится точно также как в «успех объединения демократов».
1.02.2007.
Антон Тихомиров, спец.корр.
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|