Трубный зуд Ходорковского
"Поздравляю с началом работы, с Новым годом. Удачи" – такую запись оставил премьер Владимир Путин в гостевой книге после торжественной церемонии пуска в эксплуатацию нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО), которая будет продавать российскую нефть на растущие, а, значит весьма перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. «Я вас поздравляю. Это отличный подарок России к Новому году» - заявил премьер.
Фальшивое возмущение либералов
По иронии судьбы, первые переговоры по этому направлению, в декабре 1999 года провел налоговый саженец из НК ЮКОС - Михаил Борисович Ходорковский. Либеральная общественность, разумеется, тихо негодует. Дескать, это все придумал наш гениальный Михаил Борисович, а все лавры – Владимиру Путину. Однако такое негодование, мягко говоря, от лукавого. Хотя бы потому, что всевозможные поклонники Ходорковского славятся избирательной и весьма короткой памятью. Они сейчас сделают вид, что не помнят, что своеобразное состязание в этом проекте Ходорковский продул на самом его старте, полностью проигнорировав несколько существенных нюансов, ориентируясь только на деньги и свои частные интересы.
Промашки стратега из ЮКОСа
Согласно планам НК ЮКОС, напомним, протяженность нефтепровода Ангарск -Дацин 2400 км, стоимость строительства, по данным на 2002 год, $1,7 млрд. И отстаивал эту трубу Михаил Борисович с упорством, достойным лучшего применения. По замыслу выходило, что весь ресурсный потенциал Восточной Сибири «стратег» Ходорковский завязывал только на одном Китае. Дальше этого стратегический размах олигарха почему-то упорно распространяться не хотел. Не говоря уже о том, что для ЮКОСа было б намного интереснее после отклонения его проекта, обойтись без конфликтов и спокойно своими ресурсами принять участие в более масштабном проекте «Транснефти». Ее проект подразумевал более серьезные вещи: рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Находку, минуя, однако, Китай. Выходило, что рынок сбыта в этом случае будет куда шире, чем придумал Ходорковский. Кроме того, конкурентная устойчивость проекта была выше. Во время обсуждения проекта не раз указывалось, что завязка на одного покупателя – Китай – чревата диктатом цен со стороны одного единственного потребителя.
Ходорковский вел в тупик?
Ну и амбиций у МБХ было - выше крыши. ЮКОС не то чтобы проявлял желание сотрудничать, но и даже отказывался комментировать такую возможность. Сам же Ходорковский как заведенный твердил, что: «Китай чрезвычайно заинтересован в строительстве трубопровода Ангарск-Дацин, после запуска которого российская нефть займет не менее десятой части китайского рынка». «Траснефть», в свою очередь, заявляла, что провод «Ангарск-Находка ориентирован на емкий рынок, то есть на все страны АТР и США». И вот тут, возможно, что западные партнеры Ходорковского, с коими он дружил более чем того требовали интересы России, с одной стороны нервничали от того, что Россия им составит конкуренцию. (см. материал МБХ-International). Ну а с другой стороны – когда у тебя есть такой наивный партнер как МБХ, то не грех использовать его для реализации весьма и весьма ограниченного, если не сказать тупикового проекта. Возможно, настаивая на своем проекте, завязанного только на Китай, Михаил Борисович и решал эту задачку, сформулированную отнюдь не в ЮКОСе.
Ларёк и супермаркет
Однако «операции влияния» не вышло - ненавидимые либералами «силовики» просчитали все эти риски и для проекта, и для страны. И стратег Ходорковский был вытеснен, потеряв все. Когда МБХ получил очередной «от ворот поворот» он обиженно заявил, что «за комментариями теперь надо обращаться к государству». Более того, примерно тогда же премьер-министр РФ Михаил Касьянов утвердил энергетическую стратегию России до 2020 года, в которой указано, что «труба из Ангарска пойдет в Находку и Дацин». Причем строительством будет заниматься государство. Так что если господа либералы кого должны винить, что у Михаила Борисовича что-то отняли «чекисты», то одним их них является Михаил Михайлович Касьянов, решивший, впрочем, сам, после отставки, поиграть в нефтяного торговца, обещав прогрессивному человечеству «нефть по 20 долларов за баррель». Вот так Ходорковский прошляпил свою долю - ветку на Дацин, - которую власти все равно решили сделать, чтобы, как говорится, «два раза не вставать». Риски-то намного ниже, если в запасе еще и рынки АТР. И вопрос здесь даже не в стоимости, на которую упорно указывают певцы талантов Ходорковского. Дескать, стоимость стратегической трубы ВСТО - порядка 17 млрд. долларов, тогда как Ходорковский якобы предлагал всего за $ 4 млрд. (ранее почему-то это было всего 1,7 млрд.) С виду, конечно же, разница весьма существенная. Однако она не только в деньгах, но и в смыслах проектов. И если либеральные комментаторы с аналитиками не видят разницы между ларьком и сетью супермаркетов, кроме финансов, затраченных на возведение строений, то это их проблемы…
Комментарий эксперта
Дмитрий Орлов, генеральный директор АПЭК: «Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» дает России свободу выбора. А свобода выбора транспортировки энергоносителей – это и есть гарантия суверенитета и национальной энергетической безопасности. Россия – активный игрок на европейском рынке нефти, однако на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона она вплоть до недавних времен практически не была представлена. ВСТО решает эту проблему. Политическая воля руководства России, стратегическое партнерство с Китаем и адекватные поставленным задачам технические, технологические и организационные возможности «Транснефти» - вот то сочетание факторов, которое позволило осуществить первый этап этого грандиозного проекта».
28.12.2009.
Аналитический отдел
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|