Миллиардер пошел на "ПравоЁ дело"
В год парламентской избирательной кампании партия «Правое дело» сосватала себе новое лицо – миллиардера Михаила Прохорова. До этого дня единственным достоинством «правых», была лишь официальная лицензия органов юстиции, позволяющая партии принимать участие в выборах различного уровня.
Никто никуда не идет
После распада «Союза правых сил», дважды провалившего парламентские выборы 2003 и 2007 г.г. и доведенной своими лидерами типа Бориса Немцова и Никиты Белых до политического и финансового коллапса, на поле, скорее в качестве манекена, нежели активного игрока, был выставлен новый либеральный проект - «Правое дело». Организационные нестыковки, скудная финансовая база, а также сложности с подбором новых лиц организации, затянувшиеся на несколько лет, удерживали партию на грани статистической погрешности. Попытки же «ПД» хоть как-то мобилизоваться. Изрядно веселили аналитиков и политологов, поскольку всё основывалось на фантазиях и слухах, вроде того, что в «Правое дело» со дня на день войдут высокопоставленные члены правительства или даже сам президент России Дмитрий Медведев. Но фантазии так и оставались фантазиями. И даже Михаил Прохоров открещивался от слухов, которые гласили, что миллиардер принял предложение от политсовета и готов принять участие в «Правом деле». «Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Политикой никогда не занимался и не хочу» - отмахивался Прохоров от притязаний Леонида Гозмана.
Поменять философию и цели
Но, похоже, дополнительные консультации, а также шквал звонков от «друзей и знакомых» заставил олигарха иначе взглянуть на ситуацию. «…Я позвонил своему старому знакомому, который является одним из лидеров «Правого дела», и сказал, что если партия и его коллеги еще во мне заинтересованы, то я готов» - цитирует слова Михаила Прохорова «Комсомольская правда», которая раздобыла письмо бизнесмена к своим товарищам. Как отмечает издание, официально в партию Прохорова могут принять только на съезде, который должен состояться в июне. Кроме того, Прохоров выдвинул условие: бизнесмен хочет полностью изменить «Правое дело»: от философии до состава и целей. Насколько серьезен этот посыл – сказать пока сложно. Однако «Правое дело» действительно страдает серьезными идеологическими изъянами, самый безобидные из которых «маниловщина», с ее вечным «вот как бы сделать так, чтобы…», и смердяковщина с ее рассуждениями о том, «каким благом было бы для России ее покорение иностранными захватчиками». Это старая болезнь всех либеральных партий в России. И излечить ее не так-то просто. Простой сменой риторики тут явно не обойтись. Впрочем, что будет предложено Прохоровым и как это повлияет на «судьбы либерализма в России» в самом широком смысле – поймем после того, как новоиспеченный партиец озвучит свои замыслы и методы их реализации. Зато с возникновением «фактора Прохорова» уже сейчас очевидны расклады на политическом поле.
От замысла до финиша – пропасть
Те, кто возрадовался, что г-н Прохоров на каталке «Правого дела» начнет рассекать по политическому полю и громить позиции «Единой России», могут оставить свои эмоции при себе, поскольку любой социолог скажет, что электорат «Единой России» это электорат «Единой России». И попытки поживиться ее голосами за счет нападок на «ЕР» в лучшем случае имеют нулевой результат. Для этого достаточно взглянуть на судьбу СПС, где стратегия тотальной критики всего и вся привела СПС к поражению на федеральных выборах 2007 года, тогда как от лидеров списка требовалось всего ничего - заниматься мобилизацией своего, либерального электората. Он без того не очень легок на подъем, а тут еще и лидеры заняли своеобразную позицию, которая была прямым путем к поражению по всем фронтам. А потому, задача Прохорова и «Правого дела», если будет сформирована вменяемая программа, не растрачивая силы на борьбу с «Единой Россией», и частью КПРФ, идти и будить электорат, который был поставлен в тупик и в 2003, и в 2007 году идеологическим кризисом выразителей своих интересов. Задача мобилизации спящего электората, разделяющего демократические ценности и прочие прелести, прямо скажем, не из простых. Но при качественном подходе она вполне реалистична. И факт появления в Государственной думе РФ фракции либералов вполне может стать реальностью. Впрочем, это пока в теории. На практике же у либералов – от замысла до финиша почти всего возникает непреодолимая пропасть.
Ушиб «Яблока»
Однако в случае реанимации «Правого дела» мы видим еще ряд возможных качественных изменений в секторе «демократической оппозиции». Во-первых, в затруднительной ситуации оказывается партия «Яблоко», играющая в нише демократов, но почему-то не рассматривающей в качестве своего потенциала социал-демократический электорат «Справедливой России». Конечно, можно опять отважно выйти на поляну, заявить что «Яблоко» самое «умное и красивое», а вот «Единая Россия» и «Правое Дело» - сборище плохих людей. Будет громко, но, увы, безрезультатно. А можно заняться с одной стороны мобилизацией своего электората, попутно «выкусывая» электорат эсеров. Глядишь искомые 7 %, необходимые для перехода контрольного барьера, у избирателей и отыщутся. Впрочем, время покажет.
Выпадающие лидеры
Во-вторых, реанимация «Правого Дела» с ресурсом Михаила Прохорова огорчительна для Михаила Касьянова, Владимира Милова и Владимира Рыжкова, потративших гору времени и усилий на строительство «Партии народной свободы», на которое их подбил дружок Прохорова – Борис Немцов из «Солидарности». Проще говоря, Немцов загрузил своих «партнеров» совершенно бессмысленной работой. Ну кому из избирателей, скажите, станет нужна «Партия народной свободы» с ее истериками и странными проектами, завязанными на Госдеп США, когда на поле начнет активно играть «Правое дело» с позитивной, и это надо подчеркнуть, программой? Единственный вариант у лидеров ПНС – завершив толком не начавшуюся историю ПНС, начинать переговоры с «Правым делом», дабы получить достойные места в списках, которые имеют куда более высокий шанс получить мандат депутата ГД РФ, нежели шаткий образ ПНС.
Немцов попутал? Что же касается роли и места Немцова в саботаже ПНС, то на выходных Гарри Каспаров прямо обвинил Немцова в провале проекта ПНС, заявив, что партия не собрала необходимые для регистрации 45 тысяч анкет. Каспаров особо подчеркнул, что Немцов вообще не имел права выступать от имени «Солидарности» в этом партийном проекте. Но Немцову, надо сказать, эти обвинения - до лампочки. Свою задачу – запутать коалицию демократов-оппозиционеров в тяжком труде переливания из пустого в порожнее, Борис Ефимович, похоже, выполнил. Теперь, у «Правого дела» того, что называется «прямым конкурентом» на политическом поле не просматривается. Даром что ли ему Прохоров то носки на день рождения подарит, то пакетик акций вручит. Мелочь, в обмен на которую и клоунаду для «партнеров по коалиции» устроить не жалко. 16.05.2011.
Аналитический отдел
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|