"Ярмарка" оппозиционного кича
Акция протеста в Москве прошла без граждан
«Фестиваль гражданского сопротивления», прошедший вчера на Пушкинской площади в Москве, пожалуй, самая бездарная акция в истории российской оппозиции, поставившая сразу несколько антирекордов: по численности сторонников, абсурдности лозунгов, уровню организации и степени оппозиционной кичливости
Хуже некуда
Идею о том, что в Москве непременно должна появиться еще одна ежемесячная акция, оппозиционеры вынашивали не один месяц. О том, что кампания «За Россию без ЕдРа» стартует в середине мая, Людмила Алексеева заявляла еще на апрельской конференции в центре имени Сахарова. Тогда известная особой либеральностью правозащитница в соответствии с собственными представлениями о демократии, предлагала вообще «запретить» самую массовую отечественную партию. Правда, когда дошло до дела, то риторический накал все-таки снизился и принял, как это обычно у либералов и бывает, расплывчатые формы. На предварявшей акцию пресс-конференции правозащитник Лев Пономарев сформулировал цель новой кампании: «Добиться ликвидации монополии на власть партии «Единая Россия»». А главную задачу всего действа – «не допустить большинства ЕР в Госдуме». При этом правозащитник не уточнил, как можно это сделать в ходе уличной акции, тем более с заявленной численностью в две тысячи человек, и реальной – в 150 (!) оппозиционеров, подавляющее большинство из которых являются членами движений-организаторов акции. Да и эти полторы сотни реагировали на происходящее настолько вяло и скучно, чем вызывали у наблюдавших за происходящим журналистов, постоянные приступы зевоты. Впрочем, поначалу и зевать-то было не на что.
Отсутствующая ярмарка
Как обещали организаторы, перед началом митинга-концерта, назначенного на 19:00, с 17:00 должна была функционировать так называемая «Ярмарка гражданских инициатив». Причем на пресс-конференции ни один из организаторов не стал раскрывать всех сюрпризов будущей акции, не уточнив ни полный состав заявленных музыкальных коллективов, ни что именно будет из себя представлять предконцертная «ярмарка». Сюрприз действительно удался на славу. Те, кто пришел на площадь к пяти часам вечера, обнаружили несколько одиноко стоящих стендов с потрепанными плакатами, которые можно лицезреть практически на каждом оппозиционном мероприятии. А также несколько скрепленных между собой в полукруг металлических каркасов, на одном из которых был закреплен баннер «Федерации автовладельцев России», призывающий бороться «с мигалками» на дорогах. Данное чудо технического гения, как объяснили знающие люди, организаторы окрестили «бухтой гласности»: имея в виду некое пространство, «в которое может, зайти любой желающий и сказать все, что он думает о власти». Кем будет услышан голос вопиющего в «бухте», так и осталось загадкой. И, как ни странно, этим довольно «занимательным» предложением, никто так и не воспользовался. На этом гражданские инициативы, родившиеся в фантазии организаторов, как и сама ярмарка, заканчивались. Поэтому первые 30-40 пришедших активистов так и стояли на площади, не зная, чем бы занять себя на два часа до начала митинга-концерта.
Концерт без заявок
Но на этом не заканчивались дальнейшие организационные ляпсусы. Викентий Нилин, которой отвечал за подготовку именно концертной программы мероприятия, вместо того, чтобы раскрыть заранее состав групп, которые будут выходить в этот вечер на сцену, еще на пресс-конференции ограничился лишь общими замечаниями о том, что «число рок-групп, желающих выступить, оказалось больше возможности». «Можно сказать, что рок снова выходит на баррикады», - заметил Нилин и пояснил, что в концерте «может принять участие Юрий Шевчук», а также «многие звезды советской эстрады». Но ни Шевчука, ни хотя бы одной звезды из той эпохи на сцене не появилось. Не было и указанного в программе музыкального критика Артемия Троицкого. В итоге в поддержку лозунгов митинга выступили молодые музыкальные команды, из числа тех, которых можно частенько видеть на подобных мероприятиях. А их выступления по своей форме больше напоминали кич и саморепрезентацию, чем серьезные протестные пения. Впрочем, вопрос о качестве текстов и звука мы, пожалуй, оставим без комментариев и на совести организаторов. А вот то, что подобные коллективы вряд ли как-то способствуют увеличению численности сторонников оппозиции, факт, пожалуй, бесспорный. Поэтому не совсем ясно, для чего их в принципе пригласили.
Протест без граждан
В итоге, редкие выступления сопровождались бурными овациями и народ потихонечку начинал расходиться. Поэтому речи «хедлайнеров» митинга, вроде уличного борца Сергея Удальцова, лесного чуда Евгении Чириковой и блюстителя нравственности Виктора Шендеровича, которые были отложены на конец мероприятия, слышали практически только те, кто должен был остаться до конца по долгу своей оппозиционной деятельности. Да и речи эти мало чем отличались от их же выступлений на других митингах и в основном содержали абстрактные рассуждения о «жуликах и ворах», «нелегитимности выборов» и «отсутствии демократических свобод». При этом в резолюции митинга, которую в самом конце зачитал Лев Пономарев, содержались требования здесь и сейчас «безотлагательно зарегистрировать все оппозиционные партии», по которому для прохождения регистрации в Минюсте партии должны выполнить ряд условий. Но в данном случае правозащитника мало интересовало соблюдение законодательства. Интересно, что лидеры партий, составляющих «Партию народной свободы», на митинге лично не присутствовали. Вместо них по площади бегали мальчики и агитировали вступать в «ПНС». Впрочем, У Немцова, Рыжкова, Касьянова и Милова сейчас совсем другие заботы. После того, как Михаил Прохоров объявил о своем намерении возглавить «Правое Дело», всерьез встал вопрос о дальнейшей политической карьере сопредседателей «Парнаса». А также будущем формате и смысле существования «Коалиции демократических сил» и всего несистемного крыла правых. И если все у Прохорова с «Правым делом» сложится успешно, то бывшие госчиновники из «Парнаса» рискуют вообще быть выдавленными с политического поля, если, конечно, не вступят в обновленные «правые».
Идеологический абсурд
В таких условиях участвовать в акции с мизерной численностью в 150-200 человек и выходить на сцену вместе с никому не известными музыкантами, представляется непозволительной роскошью. Да и основной лозунг митинга «ЕдРена Раша – страна не наша!» выглядит уж слишком странно с идеологической точки зрения: как будто и писался он только для того, чтобы подчеркнуть, скромную непопулярность оппозиции у населения. Между тем, каких бы взглядов не придерживался тот или иной отечественный политик, пренебрежительно называть свою страну «Рашей», тем более в кириллической транскрипции, по меньшей мере, некорректно. И возможно, уже в скором времени отечественным борцам с режимом придется насовсем отвыкать все делать на американский манер. Впрочем, подобный подход у оппозиции – норма. Ведь в своей стране их клоунады никому не интересны, а для отчетности перед спонсорами в иностранной прессе подобные формы – в самый раз.
18.05.2011.
Отдел наблюдений
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|