Предвыборные пассы коррупционной математики
Выборы еще не объявили, а в сообществе политтехнологов уже закипела работа. В сети всемирной паутины попал документ, претендующий стать разоблачительной сенсацией, открывающей общественности глаза на тендерную жизнь.
На суд аудитории выставлена жалоба шумного юриста Алексея Навального, направленная им в Федеральную антимонопольную службу. Речь идет об открытом конкурсе на право заключить госконтракт на выполнение работ по изготовлению комплексов для электронного голосования (КЭГ), объявленном Федеральным центром информатизации при Центризбиркоме.
Среди ряда формальных претензий невооруженным глазом видно то, ради чего, собственно, и была написана эта жалоба. Все дело, разумеется, в деньгах. Навальный просит «провести проверку на предмет сговора» или «на предмет установления монопольно высокой цены на предмет поставки». Эта претензия в списке указана последней, что, по законам психологии, как раз и запоминается.
Навальный заявляет, что расчет начальной (минимальной) цены для заказа на комплексы для электронного голосования превышает рыночные цены на подобные устройства минимум на 80 процентов. И действительно цифры выглядят солидными – 523 тысячи рублей за один комплекс. Далее приводится пример стоимости комплекса для голосования от некой иностранной компании со штаб-квартирой в американском штате Северная Каролина. По оценкам заокеанских специалистов он составляет всего от 3 до 9 тысяч рублей.
Чем не повод для расследования? Сравнение 3 - 9 тысяч с половиной миллиона откровенно впечатляет. Однако такая дикая разница логично приводит к мысли, что здесь все-таки что-то не так. Не может быть, чтобы госконтора дошла до такой вопиющей наглости, завысив в цены более чем в 50 (!) раз. Ответ на этот вопрос, впрочем, оказалось нетрудно найти, сопоставив информацию из самой жалобы и данные официального сайта Центризбиркома.
Навальный приводит пример со ссылкой на сайт зарубежной фирмы, где описываемый продукт состоит из одиннадцати позиций, включая упаковку. Это само устройство сенсорного голосования, устройство световой идентификации (лампочка), сетевой контроллер и преобразователь кода, карточка памяти формата SD, ЗИП, источник бесперебойного питания, сервисный блок, монитор и принтер. На сайте Центризбиркома мы нашли требования к комплексу для электронного голосования, который представляет собой нечто большее, чем один комплект для безбумажного волеизъявления граждан. Предполагается, что КЭГ должен удовлетворить все нужны избирательного участка, в том числе возможность провести голосование на дому.
В комплекс для электронного голосования входят целых пять (!) стационарных устройств сенсорного голосования и два переносных. То есть всего семь и столько же малогабаритных печатающих устройств с бумагой. Разумеется, все это комплектуется сервисным блоком с монитором, сетевым контроллером, модификатором кода, комплектом соединительных кабелей и двумя карт-ридерами. Должно быть три штуки источника бесперебойного питания для обеспечения питанием соединенных в локальную сеть устройств КЭГ и целых восемь энергонезависимых карт памяти. Сравнив предложение из Северной Каролины и требования Центризбиркома, понятно, что речь идет о существенно разных вещах, о чем опытный заявитель вряд ли мог не знать. По сути, в требуемый комплекс для электронного голосования входит целых семь комплексов, предлагаемых фирмой из примера Навального.
В чем смысл акции Навального – мы узнаем из следующих шагов скандального блогера и реакции ФАС. В любом случае в выигрыше остается скрыто лоббируемая им фирма из юго-восточного штата США. На ее услуги могут обратить внимание, скажем, соседние латиноамериканские страны, активно развивающие у себя электронное голосование. В сравнении с ибероамериканскими тратами предложения северного соседа весьма заманчивы. Например, Венесуэла использует комплексы для безбумажного голосования, укомплектованные одним планшетом для голосования, сенсорным экраном, устройством для печати и дополнительным модулем управления для инвалидов по цене примерно в 90 тысяч наших рублей за штуку. А протеже Навального за схожий продукт просят всего-то эквивалент 3–9 тысяч рублей. В плане бизнес-пиара ход Навального, возможно, креативен и видимо будет поощрен его партнерами из Северной Каролины. Однако к борьбе с коррупцией, которой кичится автор жалобы, это вряд ли имеет отношение.
27.05.2011
Отдел наблюдений
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|