Либералы не хотят просить прощения
В канун очередной годовщины ГКЧП и событий 19-21 августа 1991 года, представители так называемого демократического лагеря переругались меж собой в пух и прах. И снова на арене оказались старые и непримиримые борцы сами с собой из партии «Яблоко», которая не распалась, самразвалившегося СПС и тихо почившей Республиканской партии РФ. Все потребовали друг от друга покаяния перед народом.
Либерал никому ничего не должен
Застрельщиком словесной перепалки выступил Владимир Рыжков. «От либеральной оппозиции, к которой я принадлежу, очень часто требуют покаяния. Покаяния за провалы и ошибки, как властей, так и либералов, допущенные в 90-е годы, десятилетие, накрепко связанное в общественном сознании именно с либералами и либеральными реформами» - написал он в блоге на «Эхо Москвы». Однако указав, что тогдашние демократы таковыми не являлись, г-н Рыжков заглянул в грядущее, где увидел новых либералов, коим стоит «гарантировать самую широкую, без ограничений, демократию и реальное разделение властей». По мнению Рыжкова «либералы должны показать пример чистоты и порядочности в политике и личном поведении, посвятив себя служению обществу, а не целям личного обогащения и беспринципного строительства собственных карьер». Общие слова, сдобренные высоким гражданским пафосом и традиционное для оппозиционеров слово - «должны». У них всегда так - кто-то «должен». Будь то государство, которое должно всем и всегда, или братья по либеральному разуму. Они, оказывается, тоже должны. Только сам автор опуса – Рыжков - никому ничего не должен.
Формула покаяния
Видимо, это и зацепило ветерана демократического движения, члена бюро партии «Яблоко» (Спб) и публициста Бориса Вишневского. И он ответил, в привычной ему ударной манере. Попадание автора было настолько точным, что приведем обширную цитату этой реплики, адресованной не только Рыжкову. «Володя, твоему анализу было бы куда больше веры, если бы он был не критикой, а самокритикой! А потому - хочу тебе помочь заручиться доверием граждан, которого можно добиться только искренностью и честностью.
Если бы ты на самом деле решил переосмыслить свое участие в событиях 90-х и хотел бы, чтобы тебе поверили, то вот надо было бы сказать:
«В 1995 году я покинул «Дем. выбор России» и перешел в НДР из-за позиции ДВР и Егора Гайдара по первой Чеченской войне. Эта война была преступлением – и, перейдя от демократов в правительственную фракцию, я, таким образом, несу ответственность за эту войну и ее последствия. С МОЕЙ стороны это было тяжкой ошибкой, которую я осознал и прошу меня простить». «Это МЕНЯ, как и многих других политиков, называвших себя демократами, страшила сама мысль, что на свободных демократических выборах к власти могут прийти силы с другими ценностями и взглядами. Поэтому на президентских выборах 1996 года МЫ, пугая граждан «возвратом в прошлое», поддержали мошенническую операцию Анатолия Чубайса, Бориса Березовского и других олигархов по сохранению власти за Борисом Ельциным. Это МЫ одобрили (или закрыли глаза) на все нарушения закона, массовые фальсификации и уничтожение или запугивание независимых СМИ, которые были совершены в этих целях».
«Это я и мои сегодняшние коллеги по ПАРНАСу – особенно, Борис Немцов - умышленно пренебрегали важностью строительства эффективных демократических институтов. Это МЫ, понимая, что в условиях демократии невозможно проводить реформы в интересах подавляющего меньшинства граждан, сделали ставку на сильную президентскую власть и бюрократическую вертикаль. Это я, будучи в 1993-95 годах депутатом Госдумы от ДВР, а в 1995-1999 годах первым заместителем председателя Госдумы и лидером фракции НДР, лично обеспечивал принятие соответствующих законов. Теперь я понимаю, что ошибался, и раскаиваюсь в том, что так поступал».
«Это я, как лидер правительственной фракции НДР и первый зампред Госдумы, несу СВОЮ часть ответственности за залоговые аукционы, финансовую пирамиду 1997 года и финансовую катастрофу 1998 года, за невыплаты зарплат и инфляцию. Это МОИ сегодняшние коллеги по ПАРНАСу, а тогда – верные сторонники Егора Гайдара, Борис Немцов и Михаил Касьянов были ближайшими сподвижниками Анатолия Чубайса – главного из увлеченных в те годы Пиночетом и опытом рыночных реформ в Чили, проведенных генералом «железной рукой» военной диктатуры».
«Это я, - к моему большому сожалению, - был сторонником Виктора Черномырдина и его правой рукой в Думе и проводил вместе с заместителем Черномырдина Борисом Немцовым антисоциальную политику» […] «Поэтому все МЫ – я, Немцов и Касьянов - обязаны честно признать всё перечисленное и многое другое. Если мы хотим, чтобы нам поверили граждане, мы должны предъявить обществу нашу новую программу по исправлению всего того, что мы натворили в 90-е годы, называя себя либералами» - написал Вишневский.
Упустил возможность промолчать
Вот тут-то и откликнулся указанный среди прочих Борис Немцов. И, так сказать, сделал все, чтоб не разбираясь в накопленных годами внутренних проблемах либерального движения, обвинил во всех смертных грехах партию «Яблоко». «Требование всеобщего раскаяния, покаяния, посыпания головы пеплом рефреном звучит от вождей «Яблока» уже много лет. Я понимаю, когда о покаянии других говорят святые, безгрешные, незапятнанные. Но когда говорят вожди «Яблока», возникают серьезные вопросы: господа, а вы сами-то покаяться готовы?» - разогнался Немцов и попытался пришпилить «Яблоко» к стене некоторым списком обвинений – от дефолта 1998 года до последних скандалов, когда на выборах в МГД «Яблоко» вышибло с дистанции кандидата от «Справедливой России». Фокус и передергивание со стороны Немцова состоит в том, что и Рыжков, и Вишневский заспорили о прошлом, когда все, включая Немцова, находились во власти. Немцов же список претензий выстроил смешно – начиная со своей бесславной отставки. Интересно, что Немцов «запамятовал» предъявить «Яблоку» лоббирование СРП в думе. Но вместо этого, согласно своей женской логике, выкатил «Яблоку» в качестве претензии проигрыш на парламентских выборах в 2007 году, сообщив, что партия плохая, потому что «в 2007 году на парламентских выборах набрала 1,5%». Дабы понимать, почему Немцов в этом месте смешон, напомним Борису Ефимовичу итог парламентской кампании СПС в том же 2007 году, где Немцов, вернувшийся из бизнеса в политику, придал партии, так сказать, новый импульс, с результатом 0,96%. Так что кого народ не жалует понятно и без комментариев. Ну а просить прощения за дела прошлого, или как любят выражаться либералы, покаяться, Борис Ефимович даже и не подумал. Он не таков, что бы видеть ошибки в себе. У него более удобная позиция. Тем более, что когда-то перспективный политик давно дошел до того состояния, когда «во всем виновата власть». Или, на худой конец партия «Яблоко». Так что не зря избиратели отвергли и продолжают отвергать нет, не демократию, а демократов, которые, как указал Рыжков, таковыми не являются.
18.08.2011.
Отдел наблюдений
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|