Оппозиция зашла в тупик
Митинг оппозиции на Новом Арбате не собрал и пятой части из заявленных пятидесяти тысяч участников. Менее десяти тысяч пришедших уместились на пешеходной части нечетной стороны улицы. Националисты и часть левых движений покинули площадь до окончания акции со словами «либералы слили протест». А «независимые» наблюдатели, которые должны были вскрыть «чудовищные нарушения на выборах», либо продолжили тенденциозно представлять нерепрезентативные данные, либо и вовсе признали, что «не знают реальных результатов выборов» и «могут только гадать на кофейной гуще».
Обрушение численности
По данным ГУ МВД столицы, к 13.30 на Новом Арбате собралось около 8 тысяч митингующих. Эти цифры сложно опровергнуть, так как пешеходная зона улицы была разделена на три части, разграниченные интерактивными экранными, на которых транслировалось изображение с основной сцены, и к середине мероприятия возле каждого такого экрана, по самым смелым подсчетам, собралось около трех тысяч человек. Более того, если верить репортажам с площади, которые велись корреспондентами радиостанции «Эха Москвы», к 13:00 на митинг пришло и вовсе около 2-3 тысяч человек. Как бы там ни было, заявив 50 тысяч участников, организаторы явно переоценили свои силы. А в их надуманные фантазии о том, что «нас 25 тысяч», озвученные со сцены ведущим митинга Владимиром Рыжковым, не верилось даже самим участникам Впрочем, к тому, что у лидеров оппозиции «четверится в глазах», все, кроме разве что некоторых особо заинтересованных СМИ, уже давно привыкли. Гораздо интереснее понять, что именно привело к такому резкому снижению интереса граждан к протестным акциям.
На круги своя
На протяжении всех месяцев избирательной компании высокая митинговая активность населения подавалась оппозиционерами как «великая победа гражданского общества». Дескать, на площадь людей приводило их недовольство прошедшими выборами в Госдуму России. Однако даже элементарное наблюдение за составом митингующих на Болотной площади или проспекте Сахарова свидетельствовало о том, что львиную долю из них составляли не обычные граждане, а члены различных политических движений, для которых ходить на площадь по зову своих лидеров – фактически профессиональная обязанность.
Так в декабре и январе вместе с несистемной оппозицией выходили тысячи коммунистов, эсеров и представителей ЛДПР, желавших поиграть на резонансной теме, что давало существенный прирост численности. Сегодня ситуация совсем иная. Депутатские мандаты, как известно, никто до сих пор не сдал и сдавать явно не собирается. А победу Владимира Путина в первом туре, как не хотели, не смогли подвергнуть сомнению даже на уровне заявлений (не то, что цифр) представители «Лиги избирателей». Однако кроме естественных причин падения интереса к митингам после окончания избирательного цикла 2011-2012 годов, есть и существенные просчеты, допущенные самими лидерами несогласных. Искусственно надувая воздушный шарик протеста, те, кто взял на себя функции общественного контроля, не смогли представить реальные факты «массовых фальсификаций» на выборах. И за неимением лучшего, принялись накачивать медийное поле своими фантазиями о том, как бы могли приписать голоса в пользу основного кандидата.
Предел вранья
Однако то, что на «ура» воспринимается зарубежными журналистами, не всегда находит отклик у россиян. Так каждый желающий мог заглянуть на сайт проекта «Сводный протокол», который по задумке «Лиги избирателей», должен был вскрывать «чудовищные нарушения…». Какого же было разочарование неравнодушных граждан, когда вместо скрупулезного подсчета спецы вроде Дмитрия Орешкина при активной поддержке журналистов типа Сергея Пархоменко стали выдавать желаемое за действительное. На прошедшей за три дня до арбатского митинга пресс-конференции они заявили: «По нашей выборке… у Владимира Владимировича Путина получается 53% против 63,6%, по данным ЦИК… У Михаила Дмитриевича Прохорова – 16%, по нашим данным». Что же это за выборка такая, можно судить по ее репрезентативности. Из более чем 95 тысяч участков «Лига избирателей» к пресс-конференции проанализировала протоколы лишь по 4380-ти! А расхождения с официальными данными ЦИК нашлись лишь (внимание!) всего в … 86-ти протоколах! И вот результаты только по этим участкам, большинство из которых, к слову сказать, расположены по Москве и Санкт-Петербургу, представители «Лиги…» удосужились обобщить и экстраполировать на всю страну. Это приблизительно то же самое, что судить о том, как проголосовали 109 миллионов россиян на основании результатов голосования в одном подъезде пятиэтажного дома. Причем дом этот непременно должен находиться в центре столицы.
По оппозиционному хотенью…
Откровенная подтасовка фактов, безусловно, отпугнула от оппозиции думающую часть населения, то есть тех представителей того самого образованного «среднего класса», на которых так полагались организаторы протестов. Однако понять этого оппозиционеры не смогли или не захотели, продолжив озвучивать данные, которые не свидетельствуют ни о чем, кроме как о социологической глупости «лиги-счетоводов». Для примера слово Дмитрию Орешкину: «По данным «Лиги избирателей», 46 процентов, - нет 50-ти по Москве. По данным «Голоса», - 45 процентов за Путина. По данным «Гражданина наблюдателя», - 45!» - не очень уверенно вещал эксперт.
Напомним только, что по официальным данным ЦИК РФ, Владимир Путин по Москве набрал 47 процентов. И может быть, когда представители «Лиги» удосужатся посчитать все участки, а не только 0,09 % от их общего числа, этот «чудовищный» процент также найдется. Что же касается «Голоса», то руководитель этой, с позволения сказать «независимой ассоциации», Григорий Мелконьянц, выступая на митинге, и вовсе признал: «К сожалению, я не знаю реальных результатов этих выборов. Мы можем только гадать на кофейной гуще, и сейчас проводится большая работа, чтобы установить реальные результаты. Увы, это не удастся, скорее всего».
«Мы видели факты вбросов», - тужился Мелконьянц, «Это есть на видеозаписях!» - на словах заверил человек, на счету которого не одна избирательная компания, и он прекрасно понимает, цену подобным заявлениям, от которых сквозит неуверенностью в том, что говорит оратор. Впрочем, в устах того, кто умеет отвечать за свои слова и поступки лишь нечленораздельным «высурковскаяпропаганда», все эти «видели» и «слышали» послужили обоснованием необходимости создания очередной «объединенной юридической группы», которая, по мысли разоблачителя, позволит обобщить полученные независимыми наблюдателями результаты. Будем надеяться, что на эту затею «Голоса» из Госдепа США выделят хорошую сумму. Ведь иначе зачем заниматься тем, что «не удастся, скорее всего».
Знание незнания
Из других ярких выступлений митинга запомнились слова Максима Виторгана о том, что теперь «мы знаем правду», которую «никто не сможет у нас отобрать». Впрочем, кроме рассуждений о том, что «правда обязательно восторжествует», а также благодарности «лидерам оппозиции», которые «много сделали», красивая речь актера и режиссера, не испытывающего недостатка в телеэфирах, ничего не содержала. А было бы очень интересно узнать, что же это за дела, которым мы должным быть обязаны несогласным? И где зарыто это сакральное «знание», которым, по словам Виторгана, теперь обладают те, кто участвовал в выборах в качестве наблюдателя? Не то ли это «знание», которое позволило журналисту Вере Кичановой в свои студенческие годы стать депутатом муниципального собрания на этих самых «нечестных выборах» и открыто поддерживать в своем выступлении на митинге ту самую «оранжевую революцию» от которой открещивается вся оппозиция?
Или может быть, это то «знание», которое позволило еще одному новому лицу от оппозиции – Максиму Кацу, который представился как «бизнесмен» и «бывший профессиональный игрок в покер» – в свои 28 лет также стать депутатом? Возможно, об этом «знании» расскажет небезызвестный молодой член «Солидарности» Константин Янкаускас, который прошел в муниципалитет Зюзино? И если выборы такие нечестные (ведь по той же Москве голоса и в муниципальное собрание, и на президентских выборах считали одни и те же комиссии), может быть всем этим ребятам стоит сдать свои мандаты, чтобы сильно не мучиться от угрызений совести?
Обещаний на миллион, дел на копейку
В свете вышесказанного откровенным пасквилем на всю оппозиционную риторику выглядели слова Ксении Собчак. В частности, телеведущая заявила: «Мы все знаем, против чего мы. Но мы должны показать, за что мы. Мы должны очень быстро сформировать наше «За». По мнению негодующей светской львицы, усердно избавляющейся в последнее время от наработанного годами имиджа, нужно добиваться: «Судебной реформы, свободных СМИ, социальных лифтов для молодых и обширной политической реформы». И на этот раз ее почему-то не освистали, как несколькими месяцами ранее на проспекте Сахарова. Но разве наличие двадцатилетних оппозиционеров в муниципалитетах – это не пример социальных лифтов для молодежи? Митинг в рамках закона – не пример политических свобод? Широкое освещение акции на Новом Арбате в СМИ – не пример свободы прессы? А отсутствие судебных исков со стороны оппозиции по итогам выборов – не пример их деятельного бездействия? Ведь сколачивать партии в Москве, это совсем не то, чтобы долго и упорно набирать активистов и авторитет в регионах. А устраивать провокации в фонтанах и на телефонных будках, как после митингов традиционно делает Сергей Удальцов, строя из себя супергероя, разве не легче, чем создавать реальные, а не бумажные политические объединения?
Новый раскол
В общем, эта затянувшаяся игра в войнушку с властью надоела даже лояльной несогласным части населения. Наивность, с которой они добиваются перевыборов, а не пересчета голосов, как обычно делают при наличии сомнений по тому или иному участку, свидетельствует лишь о бессилии оппозиции и неумении работать и договариваться между собой. Вот и на этот раз ни Гарри Каспаров, ни Сергей Удальцов новизной в риторике не отличились. Последний лишь обозначил своей новой целью «не позднее мая собрать марш миллиона честных граждан». Ради чего, впрочем, опять не совсем ясно даже самим ораторам. По всей видимости, оппозиция еще не поняла, что надеть костюм робокопа, и выйти в нем на центральную улицу города, как это было продемонстрировано в ходе митинга, - еще не значит «очистить Детройт». В отличие от кино, в реальности нужны дела, а не бессмысленный эпатаж и громкие фигуры речи. Пока же прошедший митинг показал лишь то, что в оппозиционном лагере наметился новый раскол. Примерно в середине митинга стоявшие неподалеку от сцены националисты покинули его со словами «либералы слили протест». А в след им доносилось: «Ну и правильно, что уходите! Туда вам и дорога!». Или другое. О создании коалиции левых движений (между КПРФ, СР и, возможно, «Левым Фронтом»), в которую либералы точно не войдут, на митинге говорил эсер Илья Пономарев. Впрочем, будут ли твердые коммунисты сотрудничать с провалившимся социалистом Мироновым, и уличным бунтарем Удальцовым – еще очень большой вопрос. То же самое касается и правого фланга. Михаил Прохоров уже заявил, что, скорее всего, будет создавать собственную партию, и не выразил оптимизма по поводу объединения с Григорием Явлинским или Владимиром Рыжковым. Учитывая же фактически нулевые способности наших несистемных оппозиционеров договариваться между собой, да еще и с целью объединения, они рискуют после всех своих «побед гражданского общества» в который раз остаться в разрозненном состоянии маргинальных околополитических групп, в котором и начинали весь прошедший избирательный цикл. Словом, все пришло к тому, что пресловутая «белая ленточка», которой оппозиционеры пытались завязать искусственно надутый воздушный шарик протеста, по всей видимости, расползается по ниточкам, а сморщенная резинка с реактивным свистом падает на пол.
11.03.2012.
Аналитический отдел
Политический гексоген
ссылка на оригинал
Политические новости
|